Опыт работы со студентами Хмельницкого в разрезе их музыкальных предпочтений

Музыка является одним из видов искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах; это одна из форм общественной идеологии. Обладая прочной силой непосредственного эмоционального воздействия, музыка на протяжении всей истории человечества играла и играет общественно-идейную, культурно-воспитательную и организующую роль.

Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка - язык звуков и интонаций - отличается особой глубиной. Именно этот эмоциональный сторону содержания музыки ощущается слушателем в первую очередь. Далее - на khmelnytskyi-trend.in.

Музыкой интересуются мало

Современное музыкальное искусство многообразно, оно содержит в себе многочисленные музыкальные жанры, индивидуальные, национальные и исторические стили. Наряду с народной, классической музыкой, прочные позиции в жизни человека занимают развлекательная, эстрадная музыка, новые музыкальные направления: рок, джаз; синтез современной, народной и классической музыки.

Чтобы выбрать определенную позицию, обратимся к античной мудрости Платона, различает искусство, является знанием, и искусство, которое доставляет удовольствие. В. С. Соловьев выделяет три основные задачи истинного искусства: искусство должно отражать сущность природных явлений, одухотворять их и увековечивать.

Он утверждает, что искусство не может служить для развлечений и забав, скорее всего его роль образовательная. Искусство предвещает о другой, еще недоступную для научного познания действительности, о будущем человечества, в котором есть реальным синтез духовного. Так и мы будем различать развлекательную музыку и музыкальное искусство.

1

Музыка развлекательных жанров легко воспринимается молодежью, поскольку не требует приложения умственных усилий и в большинстве случаев с детства сопровождает ее быт. Восприятие же музыкального искусства требует большей интеллектуальной и душевной работы, ведь при этом необходимо понять ход музыкальных мыслей во всей их сложности и взаимодействия.

Изучение музыкального искусства воспитывает эстетические вкусы, развивает эмоциональную и познавательную сферы, обогащает духовный мир человека. Это очень актуально в молодом возрасте для становления гармоничной личности. Но, к сожалению, в большинстве случаев, музыкальное искусство остается без внимания молодого человека. Поэтому, является правомерным вопрос: как заинтересовать молодежь музыкальным искусством?

Привлечение внимания студенческой молодежи к музыкальному искусству

Работа осуществлялась в рамках «Культурно-образовательной программы», которая два года проводилась Подольским молодежным культурным объединением «В будущее через Культуру» со студентами первого и второго курсов вузов г. Хмельницкого. Одной из составляющих Программы был музыкальный блок. Он был построен из трех занятий: музыкальный тренинг, беседа о музыке, общение с живой музыкой.

В первый год проведения Программы пытались заинтересовать студентов музыкальным искусством, отталкиваясь от нашего понимания его важности для их развития. При построении музыкальных занятий за основу брали классическую музыку.

2

Первое занятие было вводным знакомством с музыкой. Для проведения занятия были приглашены студенты Хмельницкого музыкального училища им. В. Зарембы, которые представили произведения музыкальной классики. Второе занятие имело форму тренинга. Чтобы привить молодежи интерес к классической музыке, использовали метод убеждения с применением аналогий и логических обоснований. С целью доказать студентам, что они способны воспринимать классическую музыку, предлагали им отразить в словесной или графической форме собственные ассоциации, возникающие при ее прослушивании.

А чтобы они имели возможность почувствовать, как работают музыканты, давали им выполнить определенные упражнения. В связи с тем, что при проведении тренингового занятия отмечалась достаточно низкая активность студентов, оно было больше похоже на беседу о музыке. Третье занятие было посвящено авторской песни - студентам предлагалось сравнить, насколько по-разному авторы воспринимают и выражают одну и ту же тему.

Музыкальные интересы студентов

Во второй год работы опирались на личные нужды и предпочтения студентов. То есть, за отправную точку брали потребность в разностороннем развитии и имеющиеся у них интересы относительно музыки.

Первое занятие - концерт авторской песни с живым общением со студенческой аудиторией. Второе занятие - тренинг музыкальных способностей. При этом студенты были ознакомлены со структурой и сущностью музыкальных способностей, а также имели возможность проверить свои собственные музыкальные способности, выполняя соответствующие упражнения.

3

Третье занятие - групповая беседа о музыке, во время которой студенты рассказывали о своих музыкальных пристрастиях и интересы с представлением записей любимых произведений, и пытались объяснить, почему именно эта музыка для них интересной. Такой подход способствовал эффективному взаимодействию участников группы между собой и руководителем занятия, а также более глубокому восприятию музыки как социального явления.

Результаты опыта работы с молодежью

Во второй год наблюдали большую заинтересованность музыкальными занятиями и большую активность со стороны студентов, чем в первый год. Это было обусловлено тем, что в первый год пытались привить студентам то, что на тот момент было для них чужеродным, пренебрегая их личными интересами. Естественно, что такой подход вызвал к действию механизмы психологической защиты у студентов, создавало сопротивление вторжению в их внутренний мир. Поэтому, ожидаемая в результате занятий заинтересованность студентов имела спорадический характер.

4

Когда же подход к проведению занятий был изменен на противоположный, то есть, когда в центре внимания оказалась не абстрактная по отношению к студентам музыка, а конкретные личности с их неповторимой композицией интересов и качеств, то и реакция студентов на предложенный материал была совсем другой. Такой принцип работы оказался для них более близким, ведь заключался не в привитии им определенного интереса, а на сращивании его с их же предпочтений.

выводы:

  • у студенческой молодежи существует естественный интерес к музыкальному искусству;
  • восприятия студентами музыкального материала зависит от того, как его им подавать;
  • более эффективным оказался подход, опирающийся на индивидуальные интересы и потребности конкретной личности.

Comments